deltaplann (deltaplann) wrote,
deltaplann
deltaplann

Category:

Диакониссы.

Послание к Римлянам святого апостола Павла, глава 16, 1-2.
1 Вручаю же вам фиву сестру нашу, сущу служительницу Церкве яже в кегхреех:
2да приимете ю о Господе достойне святым, и споспешствуите ей, о нейже аще от вас потребует вещи: ибо сия заступница многим бысть, и самому мне.
Из Википедии:
Диаконисса (греч. Διακόνισσα) — особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определённое служение в церкви. Данное служение по-разному рассматривается исследователями. Традиционно-ортодоксальные авторы акцентируют, что служение диаконисс, хотя и было похоже на служение диаконов, но было обращено исключительно к женщинам в церкви и не имело сакраментального выражения во время общего церковного богослужения. Другие авторы описывают служение диаконисс, определяя их роль в церкви как литургическую и пасторскую.

Канонизированные диакониссы:

  • Святая Фива Кенхрейская (Коринфская), диаконисcа; (I век). Упоминается в послании апостола Павла к Римлянам (Рим.16:1). Память совершается 16 сентября (3 сентября по старому стилю).

  • Святая Татьяна Римская мученица, диакониса; (226 г.). За исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана. Память совершается25 января (12 января по старому стилю).

  • Святая Нонна Назианзская, диакониса; (374 г.), мать святителя Григория Богослова. Память совершается 18 августа (5 августа по старому стилю).

  • Святая Олимпиада Константинопольская, диакониса; (409 г.). Её высоко ценил Иоанн Златоуст, за преданность которому она пострадала и умерла в заточении. Память совершается 7 августа (25 июля по старому стилю).

  • Святая Ксения Миласская, преподобная ; (ок. 457). Память совершается 6 февраля (24 января по старому стилю).

  • Блаженная Феозва  Блаженная Феозва, диакониса, была родной сестрой святых Василия Великого,Григория Нисского и Петра, епископа Севастийского. Память совершается 23 января(10 января по старому стилю).

  • Функции диаконисс в церкви были разнообразными, в том числе:

    • приготовление женщин к крещению и помощь в совершении крещения

    • поддержание порядка в женской части храма во время службы

    • распределение пожертвований среди нуждающихся женщин

    • посещение больных и беременных женщин в их домах со Святыми Дарами для причащения

    • есть также упоминание IX века о том, что диакониссы приносили причастие христианам, находившимся в плену у арабов.





    • Толкования святителя Иоанна Златоуста на послание к Римлянам, 16, 1-3


    • "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской" (Римл. 16:1). Ты видишь, насколько (апостол) уважает Фиву, если упомянул о ней прежде всех и назвал сестрой, а называться сестрой Павла - дело немалое. Сказал и о должности ее, наименовав служительницей. "Примите ее для Господа, как прилично святым" (Римл. 16:2), то есть для Господа примите ее с честью, потому что принимающий для Господа даже и незначительного человека принимает с тщанием. А так как Фива была святая, то рассуди сам, каким попечением она в праве была пользоваться. Потому (апостол) присовокупил: "как прилично святым", то есть как следует принимать святых. Вы должны услуживать ей по двум причинам - потому что принимаете ее для Господа и потому что она святая. "И помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас". Видишь ли, как это не обременительно? Не сказал - избавьте ее от всех нужд, но - снабдите, чем можете, подайте руку помощи, какие бы нужды она у вас ни имела; и притом говорит не обо всех ее нуждах, но о тех, какие будет иметь у вас, а нуждаться она будет в том, чем можете располагать и вы. Потом опять несказанная похвала: "ибо и она была помощницей многим и мне самому". Замечаешь ли благоразумие (Павла?) На первом месте он поставил похвалу, в середине увещание, а потом опять похвалу, с обеих сторон защищая похвалами нужду блаженной жены. Как же не блаженна Фива, как скоро удостоилась такого свидетельства от Павла и была в состоянии оказывать помощь самому Павлу, учителю вселенной? Это венец всех ее совершенств, почему (апостол) и поставил это в конце, сказав: "и мне самому". Что же значит - "и мне самому"? Тому, кто был проповедником вселенной, претерпел бесчисленные страдания и один довлел для многих тысяч. Итак, мужи и жены, будем подражать этой святой, а равно и той, которую вместе с мужем именует (Павел) после Фивы. Кто же они? "Приветствуйте", - говорит, -"Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе" (Римл. 16:3). О добродетели их свидетельствует и Лука, когда говорит: "и, по одинаковости ремесла, (Павел) остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток" (Деян. 18:3), и когда извещает, что Прискилла приняла к себе Аполлоса, "и точнее объяснили ему путь Господень" (Деян. 18:26).


    • Толкования святителя Феофана Затворника

    • Глава 16, стих 1. Вручаю же вам Фиву сестру нашу, сущу служительницу церкве, яже в Кегхреех.

      Вручаю, συνίστημι, — представляю, рекомендую, а лучше, на ваши руки, на попечение ваше отдаю. «Настоящее Послание доставила римлянам Фива. Поэтому Апостол и знакомит их с нею. Высказывает свое уважение к ней и тем, что упомянул о ней на первом месте, и тем, что назвал ее сестрою, и тем, что показал ее должность, наименовав ее служительницею (диакониссою)» (блаженный Феофилакт).

      Сестру нашу. — Сестру — по благорасположению и единству духа; нашу — или святого Павла, или его и спутников его, или — нашу — всех здешних христиан, или нашу с вами, римляне, то есть общую всех христиан, по ее добродетелям и благотворительности всем. Может быть, она известна была всем или некоторым из возвратившихся недавно с Востока иудеям.

      Сущу служительницу, διάκονον. В первенствующей Церкви, для служения при крещении женщин, для раздаяния им милостыни и для присмотра за больными из них, были избираемы отличавшиеся святостию жизни и готовностию на всякое добро девственницы и вдовицы. Из числа таковых была и Фива. Церковь, где она служила, была в Кегхреях <Кенхреях> — большой веси, стоявшей против Коринфа на берегу, у пристани. «Кегхрея есть одна из весьма больших Коринфских весей. Посему достойна удивления сила проповеди, ибо Апостол в короткое время не только города, но и веси наполнил благовестием. И таково было устройство Кегхрейской Церкви, что имела диакониссу, и притом женщину знаменитую и всюду известную. Таково было богатство преспеяний ее, что и от Апостольских уст приобрела похвалы» (блаженный Феодорит).

      Стих 2. Да приимете ю о Господе достойне святым, и споспешествуйте ей, о нейже аще вас потребует вещи: ибо сия заступница многим бысть, и самому мне.

      Приимите ю о Господе, — «то есть для Господа примите ее с честию. Потому что приемлющий для Господа даже и незначительного человека принимает со тщанием. А как Фива была святая, то рассуди сам, как надлежало ей услуживать. Посему Апостол присовокупил: достойне святым, — то есть как следует принимать святых. Вы должны услужить ей по двум причинам, и потому, что принимаете ее для Господа, и потому, что она святая» (святой Златоуст).

      И споспешествуйте ей, παραστητε, — заступитесь за нее, будьте предстателями и ходатаями ее. Не бедность гнетет ее, а у нее есть дело, которое надобно выхлопотать. Так вы там употребите свое посредство, кто где и как может. Она и сама не бессильна; но может случиться, что потребуется и от вас услуга. Так не откажите ей тогда. «Видишь ли, как это не обременительно? Не сказал: удовлетворите всем ее нуждам, — но: подайте ей руку помощи и пособите, в чем будет она у вас иметь нужду. Говорю не о всех нуждах, но о тех, какие будет иметь у вас (по делу своему). Сделайте посему, что будет в ваших руках» (святой Златоуст).

      Заступница бысть. Тут разумеется не одно пособие нуждающемуся, не один кров страннику, хотя и это велико; но особенно заступление пред властями, когда кто неправедно был обижаем, терпел напраслину и угнетение. «Опять несказанная похвала! Но примечаешь ли благоразумие Павлово? Наперед поставил похвалу, за нею посредине увещание, потом опять похвалу; и этою двукратною похвалою тем паче обязывает помочь нуждам блаженной жены. Ибо не благоразумна ли Фива, когда удостоилась такого свидетельства от Павла и была в состоянии помогать самому Павлу, учителю вселенной? Это венец всех ее совершенств! Потому и Апостол поставил это в конце, сказав: и самому мне. То есть тому, кто был проповедником вселенной, претерпел бесчисленные страдания и один довлел для многих тысяч» (святой Златоуст). «Святой Павел и вознаграждает ее за то всякими почестями. Ибо хотя она, как вероятно, приняла его в дом (однажды-дважды) и на короткое время, когда он бывал в Коринфе (и заходил к ним); но он открыл ей вселенную, и везде, и на суше, и на море, стала славною жена сия; о ней узнали не одни римляне и еллины, но и все варвары» (блаженный Феодорит). Память Фивы 3<1б> сентября.

      Упоминания в житиях святых.

      Из жития преп. Конона:

      Преподобный Конон родился в Киликии. Еще в молодости принял монашество в монастыре Пентукла, на Иордане, где был рукоположен во пресвитера. О строгом подвижнике узнал архиепископ Иерусалимский Петр и посылал к нему народ дляКрещения. Преподобный Конон крестил приходивших и помазывал святым миром, но избегал крестить женщин. Однажды ему явился святой Иоанн Предтеча  Креститель Господень, и обещал помогать молитвами в борьбе с искушениями.

      Из Персии пришла девушка для Крещения. Она была так красива, что преподобный Конон не мог помазать ее нагую святым миром. В течение двух дней новокрещеная оставалась не помазанной миром. Преподобный Конон хотел найти благочестивую женщину, чтобы поручить ей миропомазание, но найти такую женщину было трудно, потому что место было пустынным и селений поблизости не было. Подвижник решил покинуть обитель, но на пути ему вновь явился святой Иоанн Предтеча и сказал: "Возвращайся в свой монастырь, я помогу тебе освободиться от искушения". Преподобный Конон пытался возразить, говоря, что, явившись прежде, Иоанн Креститель уже обещал ему помочь избавиться от искушений. Тогда святой Иоанн Предтеча осенил подвижника крестным знамением и сказал, что за борьбу с искушениями он получает награду. Потом повелел возвратиться в монастырь и ни в чем не сомневаться. Преподобный Конон послушно исполнил совет Предтечи Господня, и тотчас помазал миром новокрещеную персиянку, даже не заметив, что она девушка. После этого святой подвижник прожил в обители 20 лет и, достигнув совершенной бесстрастности, с миром отошел к Богу около 555 года.

      Из жития свят.Епифания Кипрского:

      На другой день утром диакон Карин умер. Все клирики пришли в великий страх и с того часа с боязнью покорялись и почитали Христова святителя Епифания. Богобоязненная же и бездетная вдова наказанного, принесла к епископу на церковь оставшееся после мужа имущество и посвятила себя на служение Богу; одна рука ее была в совершенном параличе, которой постиг ее десять лет назад; сотворивши крестное знамение над больной рукой вдовы, бессильной даже держать что-либо, святой Епифаний сделал ее вполне здоровой. Затем он поставил вдову диакониссой28), как целомудренную и достойную церковного служения. ( http://azbyka.ru/otechnik/?Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh=418)






Tags: диакониссы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments