deltaplann (deltaplann) wrote,
deltaplann
deltaplann

Categories:

Теории предсуществования душ, хорошо известной из античной традиции, придерживались прежде всего христианские гностики (Валентин, Сатурнин, Василид, Маркион, докеты)[35], у которых она к тому же связывалась с упомянутой теорией эманации. Эту теорию разделяли и знаменитые александрийцы ― Климент[36], Ориген и Пиерий[37], а затем ― Дидим Александрийский[38], Евагрий Понтийский[39], Синезий Киренский[40], Немезий Эмесский[41] и некоторые другие церковные богословы, а также манихеи и присциллианисты[42]. Наибольшую известность теория предсуществования душ получила благодаря Оригену, согласно которому прежде творения видимого телесного мира Бог сотворил полноту бестелесных разумных существ ― чистых духов, или умов (πνεύματα, νόες καθαροί), часть которых по причине охлаждения их любви к Богу и свободного отпадения от Него стали душами (ψυχαί), т. е. «охлажденными духами», нуждающимися для своего существования в различных телах[43]. Особую теорию предсуществования своего рода «материи души» (materies animae), или ее «семенного логоса» (ratio causalis), потенциально содержащего в себе все индивидуальные души, рассматривал как возможную Августин[44]. Другими словами, он искал некое вместилище душ, где они могли бы твориться и храниться до их соединения с телом (natura ubi conderetur)[45]. Однако, не найдя в Свящ. Писании никаких намеков на эту гипотезу, он в конце концов отбросил ее[46].

Теория предсуществования душ очень быстро стала рассматриваться как нецерковная и еретическая, поскольку в ней искажается библейское учение о сотворении человека и воспроизводятся языческие философские идеи[47]. Эта теория была решительно отвергнута авторитетными отцами Церкви как на Востоке (св. Григорием Богословом, Григорием Нисским, Епифанием Кипрским, Кириллом Александрийским, блаж. Феодоритом Кирским, преп. Максимом Исповедником, Иоанном Дамаскиным и др.), так и на Западе (блаж. Иеронимом, Августином, папой Львом Великий, Геннадием Марсельским и др.). Это мнение также было осуждено несколькими церковными соборами: Александрийским собором 400 г., поместным Константинопольским собором 543 г. (анафематизмы которого были впоследствии присоединены к актам V Вселенского собора 553 г.)[48] и собором 561 г. в Браге[49].

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments