deltaplann (deltaplann) wrote,
deltaplann
deltaplann

Category:

Моя первая месса, или Мысли о католичестве.

                                                                                                        Хвалите Его во струнах и органе.
                                                                                                                                                                      Псалом 150.
Прошедшим летом я наконец-то побывала на католической мессе в Петербурге.  Рядом с улицей Маяковского находится Ковенский переулок, украшением которого является костёл Лурдской Богоматери. В советский период это была одна из двух (!) действующих католических церквей России.

                                                           
                      Все фотографии для темы взяты  из группы прихода  - https://vk.com/club448121



В советское время  приход посещал Президент Французской Республики Шарль де Голль. Как пишут католики в группе прихода, перед приездом Голля Ковенский переулок из булыжного превратился в заасфальтированный, а посередине появились цветники.  Произошло это в лучших традициях - за одну ночь :)))

Священник Иосиф Павилонис приветствует Шарля де Голля. Июнь, 1966 год. Фото из госархивов не увеличиваются.

                     


В трёх минутах хотьбы от костёла, по улице Маяковского, дом 5  находится родильный дом № 6. Это старейший в России родильный дом.  В нём родился В.В. Путин.

Несколько  исторических фотографий костёла датируются приблизительно 1909 годом:
               
                       

                                Фото 1956 года:
                           
                   

Фото 1957 года:



Внутренний вид храма, 1994 год.
Орган фирмы Валкер, приобретённый в 1957 году, ранее находился в бывшей церкви при евангелической больнице (Лиговский проспект, 4).



Фото 2004 года:


Скульптура Богоматери при входе в костёл:          
   





Окно в комнату с "мехами" органа снаружи:                            Витраж с гербом ордена францисканцев с внутренней стороны:
                   

Оконные витражи. Лики на витражах утрачиваются из-за рядом идущего строительства:














Система пожертвований за свечи проста и ненавязчива. На входе вот такой ящичек для пожертвований, больше никаких напоминаний о житейских попечениях нет.  Кружек и ящиков в каждом углу тоже не наблюдается. В отдельном от храма помещении есть торговая лавка и музей. Там побывать я не успела.


         Икона Божией Матери  Остробрамской:               Самый первый надалтарный образ. Сейчас он висит в ризнице:          

Часовня Лурдской Божией Матери:                                     Скульптура св.Жанны Д' Арк:

   

Скульптурная композиция "Приснодева Мария вручает св. Доминику и св. Екатерине Сиенской Розарий".


Часовня, хоругви для процессии:



Престольный праздник. Мессу возглавляет архиепископ Павел Пецци, митрополит архиепархии Матери Божией в Москве:




Храм небольшой, но очень душевный, тёплый, камерный, и, не побоюсь этого слова, - намоленный. (Раньше мы около него с дочкой Настей только проходили и фотографировались, а этим летом я побывала и внутри. Рано утром убежала из дома, оставив мужа с детьми. Он всё равно неудачно подвернул ногу, заглядевшись на дом Зингера. Так что,не судьба.)

Впечатлил сам храм, а также месса. Месса - очень красивая служба. Надо же насколько она схожа с нашей литургией! Только месса служится в более сокращённом виде, её продолжительность примерно один час.
Богослужение на буднях идет на русском языке, поэтому тексты частично понятны и вполне возможно провести параллели с православной Литургией. Сразу признаюсь, что я соверешенно не знаю мессу, не знаю терминов, обозначающих её части. Просто приведу некоторые аналогии.
В начале мессы священник произносит псалмы. У нас тоже в начале литургии псалмы - антифоны.

В середине мессы была молитва за здравие  Папы Франциска, потом сугубо поминали тяжело болящих рабов Божиих (имена не помню, какие-то экзотические). У нас тоже в середине службы идут прошения о здравии Предстоятеля и всех православных христиан, а также сугубые прошения.

Совершение Евхаристического канона. Священник возглашает начало молитвы, а коленопреклоненные прихожане все вместе договаривают остальные слова (и не могут болтать, ходить в это время по храму,как это порой бывает у нас, православных).

Молитву "Отче наш" все произносят вместе, не поют. Перед Причастием верующие поворачиваются друг к другу, кланяются. Как я понимаю, просят взаимного прощения.
 В  конце службы следовала молитва к Богу и Божией Матери о  послании средств на ремонт храма (в храме, насколько я поняла, проблемы с кровлей).
Вообще надо заметить, что всё богослужение достаточно христоцентрично. В нашей практике гораздо больше тропарей святым, молебнов и т.д. Так же смутительно выглядит постоянный "крестный ход" с охапками свечей к матушке Матронушке. До канонизаии этой святой люди шли к другой Матушке - Пресвятой Богородице. Теперь традиция нарушена и мне она категорически не нравится.  Получается, что во многих храмах около иконы святой Матроны два подсвечника и народ, а около Пресвятой Богородицы - один подсвечник и практически никого.
На мессе чаще всего звучат слова: Христос, Богоматерь, помолимся. Поэтому повторюсь, что мессу можно смело назвать христоцентричным богослужением.

От музыкального и певческого сопровождения мессы самые положительные впечатления. Малый  и большой органы имеют приятное звучание, а чудесная акустика помогает озвучить храм от алтаря до входных ворот.  Солист, молодой мужчина, обладает шикарным голосом. Священников в храме несколько, но при мне служил  отец  Алексей - достаточно молодой священник с  приятным, поставленным голосом. Служит старательно, проникновенно, внимательно...и он молится, а это всегда чувствуется. Да и остальные молящиеся прихода никуда не ходят, по храму не перемещаются, во всё время мессы сосредоточены на молитве. Скамейки, к слову,  ограничивают  людей, держат в рамках  :-)

Раньше я наивно полагала, что большую часть мессы католики сидят. Оказалось всё иначе. Многие молитвы совершаются стоя, остальные - коленопреклонённо. За всю мессу только считанные минуты верующие сидят. То есть, месса более аскетична, чем я думала.

Насколько дружелюбны католики прихода Лурдской Богоматери, как они приветливы,культурны - просто удивительно!
Сам храм в центре города, но сворачивая с шумного Невского проспекта, появляется ощущение, что ты попадаешь в другой мир, в другое измерение. Ковенский переулок - тихое и спокойное место, а в храме поистине потрясающая тишина. Каждый звук, скрип скамеечки сразу же разносится по всему пространству. Вот такая акустика! :)

                                           ***
"Экуменизм" по-женски.
Женщины-католички приветливы. С улыбкой объяснят, подскажут, соориентируют в незнакомом храме. На выходе из храма я познакомилась с молодой женщиной Еленой, католичкой, прихожанкой этого костёла. Мы так разговорились, что еле расстались! На редкость приятный человечек. Обменялись телефонами, т.к. Елена приглашала меня с семьёй кататься на  гичках после субботней мессы. Увы, не получилось. Дней нашего пребывания в Северной столице было мало, а дети хотели увидеть кости кита, мамонтят в зоомузее, океанариум, театр марионеток, Русский музей, Петергоф и так далее :-))) Дети  не всегда понимают, что на все их мечты и маршруты нужен месяц. Нас с мужем тянуло в храмы, на концерт органной музыки, в Дом книги. В общем, наша семья была как рак, щука и лебедь :-))) Слава Богу, но вышло так, что все свои намеченные планы мы выполнили и даже перевыполнили.

С новой знакомой мы поговорили об  евхаристическом общении, Папе Франциске и его идее совместного празднования Пасхи.
Вопрос об евхаристическом общении очень сложный и неоднозначный. Елена рассказала, что она всё лето проводит с детьми на даче под Петербургом. В тех местах нет ни одного католического храма, только православный. Она поговорила с местным православным священником о причастии, но он категорически в нём отказал. Женщина поведала, что ей очень нравятся православные храмы, богослужения, она любит церковное пение и тем печальнее, что в вопросе евхаристии возникают такие непреодолимые стены. В то же время, католическое духовенство по её словам зачастую идёт навстречу в таких случаях и не отказывается исповедовать и причащать православных.
Я подтвердила, что да, православное вероучение не разрешает причастие у католиков, добавив что здесь мнения консервативной части  и более либеральных слоёв верующих расходятся диаметральльно противоположно уже не один десяток лет. И каждый подкованный верующий засыпает другого цитатами, ссылками на историю и т.д., а воз и нынче там.
Побеседовали мы и о совместной дате Рождества.  Безусловно, совместное празднование католиками и православными Рождества Христова стало бы новой вехой в истории, которую многие очень ждут. К примеру, народ Беларуси, где так много смешанных браков. Зачастую в семье муж-католик отмечает Рождество, а у православной жены  - Пост. Это желание праздновать великий праздник вместе вполне понятно. Но в среде православных России, при изменениях в церковном календаре, без сомнения, поднимется шум и крик. Поэтому вопрос с повестки дня снимается, как вопрос, приведущий к смятению, а может и к более худшим последствиям - расколу.

Позже я попала в пробку на Невском по пути к брату Саше. В автобусе познакомилась с женщиной, разговорились. Женщина посоветовала мне послушать орган в костёле..Лурдском! А я как раз только-только оттуда вышла :-))) Женщина тоже католичка...и культуууурная такая!
Тем печальнее выглядела позже увиденная грызня баб (да, именно баб!) возле иконы Казанской Божией Матери в  Казанском соборе. Это ж как надо ухитриться, чтоб во время стояния в очереди так переругаться :-((( Около свечного ящика дела обстояли не лучше. Прости нас, Господи!

                                                                                       ***
Итак, подытожу свои впечатления от первой мессы.  Служба прекрасная, прихожане наикультурнейшие люди. Впечатления от посещения католического храма и мессы самые светлые. Доброжелательный тон прихода меня просто поразил в самое сердце. Этого нам так не хватает и этому стоит поучиться! Человека светского, не православного человека,  такой подход к вновь приходящим людям не только поразит, но и подкупит в самом лучшем смысле этого слова.


Когда-то мои покойные родители побывали в турне по Прибалтике, посетили таллинский Домский собор. В храме пожилой священник сразу подошёл, с улыбкой поздоровался,  предложил бесплатную экскурсию и наушники с переводом на русский. Общался с русскими как с родными людьми. Позже мама, много лет проработав старостой храма, старалась также обходиться с прихожанами, как с самыми близкими и дорогими людьми, за что её и поныне вспоминают на приходе.

                                                                                    ***
Да здравствует принцип "Не навреди!"
Может быть я не права, но складывается впечатление, что  наше руководство что-то хорошее перенимать от католиков не хочет. Хорошее не в духовном плане, а в культурном. Перенимают только ошибки, пиар-ходы, методы церковной политики и управления. Вопрос только один - зачем? Так, госпожа О.Н. Четверикова выдвигает свою небезосновательную  гипотезу  о предательстве Православия и многие верующие внимательно следят за её публикациями, подписываются под её словами, т.к. многие действия нашего священноначалия   подталкивают  "народ Божий" именно к таким выводам.

Итог  на сей день уже достаточно плачевен.  Ещё до встречи Патриарха с Папой верующие проявили недоверие к Священноначалию, возник протест части верующих. Собирались подписи против встречи Патриарха и Папы - http://protivkart.org/documents/7619-telegramma-protiv-vstrechi-patriarha-s-papoy-rimskim.html,

а теперь на Патриарха Кирилла подали заявления в Церковный суд - http://3rm.info/main/61451-na-patriarha-kirilla-podali-zayavlenie-v-cerkovnyy-sud.html
Народ высказывает недоверие и это чревато последствиями. Надеюсь и верю, что руководство нашей Церкви мудрее и осторожнее, чем видят его пессимисты. Хочется думать, что медицинский девиз "Не навреди!" лежит и в основе всех действий высших иерархов.
В противном случае, можно снискать хорошее отношение у инославных, повысить рейтинг у "внешних", но потерять целые пласты своей паствы.  Народ, по меткому выражению митрополита Антония Сурожского, всегда будет опасаться "твёрдой решимости Ватикана поглотить Православную Церковь".
На мой субъективный взгляд, единство Церквей при огромной, на сей день непреодолимой, разнице в догматах и вероучении невозможно.
"Но общаться с живым католиком будь он священник, епископ или мирянин мы можем на основании нашей общей веры и можем делать вместо многое и поддерживать друг друга"- митрополит Антоний Сурожский. Под этими словами владыки Антония я  охотно подпишусь.



                                             ***
Неоэкуменизм.
А теперь ещё одна ложка дёгтя к бочке с мёдом. Этот пост о католическом приходе я хотела написать давно, осенью. Но отложила на время, потому что зашла в группу прихода, чтобы воспользоваться фотографиями сообщества (мои очень низкого качества). Зашла и увидела зело смутительную вещь. Католики ( христиане) зачем-то ходили в синагогу, присутствовали на Дне иудаизма... Мне этого не понять. Экуменизм в моём понимании - это общение и диалог между христианскими конфессиями. Разговор между людьми, исповедающими Христа. Современный  экуменизм, назову его неоэкуменизм,  гораздо шире. Он не избегает контактов с иудеями, мусульманами, буддистами в их храмах, в их сакральных пространствах. И тут поневоле вспомнишь опять-таки О.Н. Четверикову, точнее её лекцию о создании Папой Франциском новой, мировой религии.

III День иудаизма прошёл 15 января 2015 года в Санкт-Петербурге. В нём приняли участие священники, монашествующие и миряне из разных приходов города и области, Москвы, Великого Новгорода и Владимира. Представительная делегация во главе с Апостольским нунцием в РФ и Генеральным викарием архиепархии Божией Матери в Москве о. Сергеем Тимошковым посетила Большую Хоральную синагогу:

Католики отметили «День иудаизма» в петербургской Синагоге - Еврейские новости Петербурга.

(Ради справедливости добавлю, что в группе прихода Лурдской Богоматери под данным фото всего 7 "лайков", а под видео - 0. Между тем, в группе около 500 подписчиков.)

К сегодняшнему знаменательному событию - встрече Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском  - хочется добавить свои опасения, под которыми подпишутся многие православные верующие. В случае экспансии католичества на территории России, выдержит ли такую "конкурению" РПЦ МП? Такой пример спокойного сосуществования есть - Беларусь. Но там католическое присутствие  складывалось исторически веками.  К слову, нынешний архиепископ-митрополит Минско-Могилёвский Тадеуш Кондрусевич говорит в одном из интервью, что количество католических приходов на территории Беларуси возросло в 4 раза и составляет порядка 500 приходов.  Складывающаяся обстановка отчасти напоминает процессы на Украине, с той лишь разницей, что президент  А.Г. Лукашенко контролирует порядок и обеспечивает мирную обстановку.

                                                                     ***
" Гром не грянет - мужик не перекрестится".                                                
Теперь озвучу свои фобии, зародившиеся гораздо раньше деятельности всяких ИГИЛов. Может быть мне одной мерещится, что пока православный люд консервативного духа боится православно-католического диалога,  бьётся в истериках и эмоциях по поводу встречи двух глав Церквей, пока собирают подписи под призывом "Патриарха - под Церковный суд!", пока нет и не было никакого публичного диалога с католиками (исключение - общение с инославными официального руководства), пока после тысячелетней "холодной" войны вдруг начинаются резкие движения с обеих сторон, мусульмане преспокойно продвигаются по территории России, а также по другим, ранее христианским территориям Европы. Москву многие россияне с сарказомом зовут Москвабадом. Петербург тоже далеко не русский город. Кострома - на центральной улице нет ни одного христианского храма, а мечеть есть. К ней вереницами ходят мужчины, женщины с детьми, а мы всё  про католиков: "еретики! еретики!". Потом спохватимся, конечно, но будет поздно.
В Петербурге в некоторые парадные страшно зайти - на этажах толкутся южане. В подвалах соседних домов ведут ремонт южане. С Лиговки свернёшь в сторону - в каждой подворотне стадайки южан. На днях южане устроили перестрелку из машин.

Прочитала комментарии на православном сайте. Мужчина пишет: "Лучше ярем татарский, чем отравленный пряник папский". Какая наивность ...Сегодняшние радикальные мусульмане и татары Поволжья - это две большие разницы. Впрочем, у каждого свои фобии.



меч Магомета

Отслеживать
Эти фобии из глубины веков на генетическом уровне. Не случайно, когда Магомет II осадил Константинополь в 1453 г., а латинский священник служил мессу в соборе Св. Софии, народ на улицах кричал, что лучше хочет видеть тюрбан султана, чем тиару изменника-папы, отказавшего византийскому императору в защите от турок. Правда, эти турки, войдя в город, вырезали всех, кто укрылся в соборе подчистую. Зато через меч Магомета вопрос о возможности диалога между греческой и латинской церквами более не представлялся нужным и возможным.

Edited at 2016-02-11 15:27 (UTC)

Re: меч Магомета

Редактировать Удалить Отслеживать
Да, всё так. Вы озвучили мою фобию :))) Параллели между падением Византии и возможной со временем ситуацией в России.

______________________

Кострома. Мечеть снаружи достраивается, идут косметические работы, но  внутри всё готово. Как интересно, правда? У нас всегда в точности наоборот. Сначала уличные работы, штукатурки, наличники и прочее, потом работы внутри.

                 У мусульман всё иначе. Уличные работы подождут, а верующих уже духовно окормляют:
                       


P.S. Лурд посещал наш костромской священник (ныне покойный) -  отец Андрей Казарин. Царствие Небесное!
Лурд - город на юге Франции, известный паломнический центр.


В доме местного епископа. Отец Андрей в настоящей папской шапочке, которая хранится там в знак того, что Папа посещал это место. (Фото примерно 2012 - 2013 года.)



P.P.S. Не знала и не ведала, что вчера, 11 февраля, день памяти Пресвятой Девы Марии Лурдской. Установлен Папой Иоанном Павлом Вторым, является также Всемирным днём молитв о больных. Этот день памятен также как годовщина преобразования временных структур Католической Церкви в России.



Tags: Папа Римский, Патриарх Кирилл, Петербург, Православие, католичество, мнение, экскурсия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments