deltaplann (deltaplann) wrote,
deltaplann
deltaplann

Послушание.

Патриарх Кирилл со своим духовником о. Илием
(Фото с сайта rusedin. ru)


По терминологии некоторых святых отцов, послушание есть то же самое, что и благочестие. Так, прп. Антоний Великий пишет: «Быть благочестивым есть не что иное, как исполнять волю Божию, а это и значит знать Бога, т. е. когда старается кто быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, нелюбопретельным и делать все, что угодно воле Божией, то он отворит волю Божию».

Св. отцы говорят, что воля — это единственно, что действительно принадлежит нам, а все остальное — дары от Господа Бога. Поэтому отречение от своей воли ценнее многих других добрых дел.

Как пишет старец Силуан со Старого Афона: «Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик перед Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь. Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, что они достигаются послушанием. Без послушания даже от подвигов рождается тщеславие.

Идущий путем послушания скоро и легко получает дар великой милости Божией, а своевольные и своедум-ные, как бы ни были они учены и остроумны, могут убивать себя суровыми подвигами, аскетическими и научно-богословскими и, однако, лишь едва-едва будут питаться крохами, падающими от Престола Милосердия, и будут жить, воображая себя обладателями богатств, не будучи таковыми в действительности».

О том, что добродетель послушания дает мир душе, пишет так и прп. Варсонофий Великий: «Возложи на Бога всякий помысел, говоря: Бог знает полезное, — и успокоишься, и мало-помалу получишь силу терпеть».

Пример совершенного послушания дает нам Сам Господь, Который говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего меня Отца»   (Ин. 6, 38).

Весь строй христианской Церкви зиждется на строгом послушании: Господа Иисуса — Богу Отцу; апостолов и их преемников епископов — Духу Святому (Деян. 16, 7; 15, 28), пресвитеров (священников) — епископам; всех христиан — священникам, духовным отцам, старцам и друг другу. Ап. Павел пишет про последнее: «Повинуйтесь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5, 21).

Строгое послушание является основой иночества, где сложилась поговорка: послушание паче (т. е. важнее) поста и молитвы. И св. Симеон Новый Богослов пишет, что для инока «лучше быть учеником ученика, чем идти путем самочиния». А авва Исидор говорит: «Не столько страшны демоны, сколько страшно следование собственному сердцу».

Старцы Варсонофий Великий и Иоанн говорят поэтому поводу: «Если человек не попросит совета у отцов касательно дела, которое кажется добрым, то последствия сего будут худые и человек тот преступит заповедь, которая говорит: "Сын, с советом все твори" (Сир. 32, 21), и еще: "Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе" (Втор. 32, 7)». И нигде не найдешь, чтобы Писание повелевало кому-нибудь делать что-либо самому по себе; не просить совета означает гордость, и такой человек оказывается врагом Божиим, ибо «если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать»   (Притч. 3, 34).

Если в послушании был Сам Господь и оно необходимо и пастырям Церкви и инокам, то очевидно: оно тем более необходимо всем христианам, т. е. и живущим в миру.
Н.Е. Пестов. Современная практика православного благочестия.


Ещё мне очень нравятся слова митрополита Антония Сурожского о послушании :
" Дисциплина связана со свободой выбора давать и принимать в добровольном подчинении.
То же самое по смыслу относится и к послушанию. Слово "слушаться" восходит к "слушать", "прислушиваться". Послушен тот, кто слушается добровольно и с большой охотой, кто из любви к другому и признавая его авторитет, хочет у него учиться и, чтобы возможно было учиться, должен слушаться. Это и есть послушание в собственном смысле слова.
При этом нельзя забывать, что тот, кто приказывает, также должен быть слушающим, причем в двойном смысле: он должен слушать глас Божий и голос того, кто задаёт ему вопрос или же находится в нужде. Это compatio - с двух сторон - возможность быть одновременно с Богом и с  ищущим помощи и обоих слышать".



Для православного человека, ходящего в храм, участвующего в Таинствах Церкви, слушающего своего духовника, при этом знающего историю своей Церкви ( таких людей не мало ), а не сидящего каждое воскресенье в Интернете или баре с пивом, знающего Православие только по книжкам и скандальным СМИ, так вот , для такого православного понятно то, что Патриарх по многим главным вопросам советуется со своим духовником. Духовник Патриарха более , чем достойная личность - схиархимандрит Илий почитается огромным числом верующих людей, как старец и опытный духовник. И мы надеемся и верим, что Господь за его любовь, молитвы и труды,совершаемые на протяжении многих десятилетий , даёт разум и духовное видение, и что он поможет Святейшему Патриарху в его не лёгких архипастырских трудах.
Tags: Патриарх Кирилл
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments