deltaplann (deltaplann) wrote,
deltaplann
deltaplann

Церковный модернизм

Оригинал взят у habanerra в Церковный модернизм
Оригинал взят у rivertsna в Возвращаясь к теме
Оригинал взят у ortheos в Сводка с фронта церковной культуры
Оригинал взят у renardetraisin в Сводка с фронта церковной культуры
6 марта 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм во имя святого Александра Невского при Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). Прекрасные фото новопостроенного храма опубликованы на сайте Патриархии.
На освящении присутствовал не толко ректор МГИМО, но и другие официальные лица, в том числе заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин, председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий.
Очевидно, что это значимое событие  не только для города, но и для всей страны, поскольку в этом элитном ВУЗе учатся российские дипломаты будущего. Облик вузовского храма будет одним из факторов, формирующих их представления о Церкви.

5P26-МГИМО16


2P20160306-VSN_1963-1200

Архитектура храма в стиле русского модерна вполне гармонична - выполнена на высочайшем уровне мастерской А.Анисимова. Это одноглавый бесстолпный храм с разнообразными пристройками, соответствующими целям и задачам учебного заведения.
В интерьере пространство алтарной части соединяется с основным объемом храма тремя высокими арочными проемами, вполне традиционными для русского церковного зодчества.

12241275_10721983094

Но традиционность этой пространственной композиции вступает в когнитивный диссонанс с архитектурным решением иконостаса.  И это еще не все - сами по себе архитектурные формы и декор этой "алтарной преграды" звучат одним сплошным диссонансом...
Над престолом в воздухе (без опор) висит многоярусный декоративный шатер.Каждая его деталь в отдельности вызывает асоциации с историческими аналогами, но в данном случае шатер - это не просто Сень над Престолом. Он стал заменой иконостасу (в смысле рядов икон с заданной последовательностью). Однако формы декоративных кокошников, перегруженных золотыми завитушками, настолько отвлекают от сюжетов икон, что образы почти не читаются.

10402

Две большие иконы на столбах между арок алтаря "плавают" в пустом пространстве зелено-голубого фона.
Художник, видимо, желая дать отдых от бесчисленных рюшек взгляду молящихся, оставил много свободного места вокруг фигуры. Но, к сожалению, ему не хватило таланта, чтобы эту пустоту осмыслить. Тщательно выписанные плитки пола только подчеркнули примитивность исполнения.

2P20160306-VSN_2247-1200

Прототип этой иконографии св. Александра Невского тоже не является мировым шедевром, но здесь есть четко читаемый message: князь-воин держит в руке знамя с иконой Христа. Он стяжал венец святости, исполняя волю Божию. А в новом изображении  нет никакого другого message, кроме того, что художник не владеет ни академическим письмом, ни иконописью в традиционном смысле.

невский5
Св. кн.Александр Невский. СПб, Пешехоновская мастерская. 1861.

По информации проектировщиков заказчиком такой оригинальной формы иконостаса был настоятель храма МГИМО. Это современное прочтение иконостаса храма в селе Кукобой, где служил его отец. А исполнение Николая Лавданского.
Проект товарищества А.Анисимова был белокаменный (он не реализован).

12809642_1068259813
Однако - почувствуйте разницу между прообразом и реализацией его новой версии.
В иконостасе XIX века две большие иконы Спасителя и Богоматери написаны в академической манере и прекрасно читаются. Декор не перегружен излишними кренделями, а вся архитектурная композиция смотрится единым целым.
В новом иконостасе - все разбалансировано. Там, ГДЕ НУЖНА ОСМЫСЛЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ - получились пустоты, а там, где нужна лишь рама и опора - блистательные и бессмысленные нагромождения...

Какие messages заложены в результирующем архитектурно-художественном произведении XXI века? Что повторено, а что и зачем было изменено?
Ответ очевиден, смыслы и знаки явственно прочитываются:
1. Иконостаса (в смысле рядов икон с изображениями святых, напоминающих о вневременности Церкви) - нет.
    Иконы - Образы более не нужны. Они формально еще где-то висят, но не читаются, "не работают".
2. Привет братьям католикам - алтарь открыт!
3. Но РЮШЕЧКИ золотые отменять нельзя!!! Они, получается - САКРАЛЬНЫ ! Они важнее икон, которые написаны более чем "приблизительно"?!

2P20160306-VSN_2235-1200

1934885_1072950036

О чем можно размышлять, и чему мольться перед таким бессмысленным нагромождением золотых кренделей?
Иконы как бы есть - может быть это такая головоломка-шарада: найди икону - ?

Знаки и символы в данном случае бессознательно выдают беспомощность не только исполнителя, но и заказчика, которому, очевидно, тоже не нужны ни Образы, ни имена...
В целом - привет элите будущего:))

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments