deltaplann (deltaplann) wrote,
deltaplann
deltaplann

Category:

Симфония - какофония. Часть III



В День народного единства со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл:
«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Дорогие участники торжественной церемонии!
Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически: отправил своих послов, чтобы понять, "где кто како служит Богу". Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремления предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу — выбору веры.
Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, — это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует.
Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России.
Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который нередко дает религия. Он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа и в Святом Крещении познал Его как Свет, Истину и Жизнь.
Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе. Но потеря духовной идентичности — это приговор любой стране. Она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа.
Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом, хитрецом или двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен — и когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.
Этот памятник — напоминание всякому, взирающему на него: "А ты так же искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выгоды и своекорыстного интереса?"
Христианин — это тот, кто следует Христу не только когда это удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности — это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической нехватка любви: друг к другу, к нашему Творцу и ко всему творению.
Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности. Сказать, что князь Владимир что-то сделал не так, — это всё равно что уснуть под сенью соборов, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать, ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования.
Владимир в народном сознании был Красным Солнышком — так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда — для себя и для своего народа. А истину не принимают по расчету, — тогда она перестает быть истиной. Эта решительность, ревность ко Христу и целостность в следовании Евангелию уподобили Владимира апостолам, хотя между ними пролегало целое тысячелетие.
Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столь заметен, но его следствия не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и ради чего мы живем, чем мы наполняем нашу жизнь. Это и есть выбор веры, от которого зависит судьба, — не только каждого из нас, но и всего мира.
Памятник князю Владимиру — это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец».

*****************************************
1)  Потеря духовной идентичности — это приговор любой стране. Она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа.
2) Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности.

Остановимся на этих двух тезисах патрирха Кирилла, которыми он в принципе просто изобличает сам себя и свою несозидательную деятельность на посту главы РПЦ.


Потеря духовной идентичности.
Потеря и размывание духовной идентичности может происходить как в стране, так и внутри  Русской Православной Церкви. Происходить втайне и  завуалированно. Внешне будет такая картина: строительный бум, проходящий под лозунгом " надо открывать повсюду храмы и часовни " ; различные съезды "православной молодёжи", круглые столы и т.д. Я люблю  называть такие внешние меры и мероприятия мыльными пузырями. Потому что это всё так грандиозно, масштабно, красиво, но за этой мыльной радужной оболочкой нет ничего, только одна пустота, воздух. Всё внешнее служит лишь личиной, за которой прячется совсем иная химера.Так и горькие пилюли имеют привлекательную оболочку, но внутри капсулы всегда  горечь.
Внешний "небывалый духовный подъём", различные инфо-поводы, скандалы, провокации скрывают под собой проводимую в Церкви модернизацию и реформы. Если мы не будем отвлекаться на часы, нанопыль и яхты патриарха, то увидим какие реформы проводит этот человек внутри Русской Церкви.
Давайте попробуем абстрагироваться от внешних обрядов и обратиться к основам вероучения. Любое вероучение сохраняется людьми образованными по той или иной системе. До революции духовное образование осуществлялось в Духовных Академиях, семинариях, училищах, в том числе епархиальных женских курсах. Дореволюционное духовное образование дало нам не только духовенство, но и своих учёных, мыслителей, писателей, философов.


Что происходит с духовным образованием сегодня? Как я уже писала, идёт оптимизация духовного образования -http://deltaplann.livejournal.com/274855.html
Естественно, двух столиц это не касается, но регионов - да. По регионам идёт недобор семинаристов, повторный набор, упразднение регентских курсов.  По поводу последних - по сути это планомерное уничтожение церковного пения.
Скотское отношение к церковному пению выражено в материальной поддержке регентов и певчих. Даже школьные уборщицы получают за свой труд на порядок больше и имеют больничные листы.
Выражено оно и в том, что в этом году Патриархия хотела провести Первый (первый, Карл! первый за столько лет!!!) Международный съезд регентов и певчих на базе РГУ. Подготовка к съезду началась в феврале этого года - http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=66646

Отзывы

  • Анна,регент Хабаровской епархии - 09.03.2016 17:07
    Здравствуйте.Пожалуйста сообщите точную дату проведения данного мероприятия. Нигде нет конкретной информации.Спасибо.


Съезд много раз анонсировался, но так и не состоялся.  Новости от 10.11. 2016 об изменениях даты съезда  - http://moseparh.ru/izmenena-data-sezda-regentov-i-pevchix.html
Сначала съезд планировался в конце октября, теперь - с 30 ноября - 2 декабря. Всего 3 дня на международный съезд? Реально, наверное, вообще один день... Ещё раз продемонстрировано наплевательское отношение к церковному пению. Без которого, в сотый раз замечу, не бывает православного богослужения!!!

До сих пор нет единой методички для воскресных школ! Денег на это тоже, разумеется нет  - https://pravobraz.ru/dokumenty/

НА СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО УЧЕБНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ДЛЯ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

Собрано 610 435 из 3 815 000 руб.


Зато наверху есть желание реформировать  образование в воскресных школах.

Патриарх Кирилл: в воскресных школах должны обучать труду- http://uinp.info/novosti_rossii/patriarh_kirill_v_voskresnyh_shkolah_dolzhny_obuchat_trudu


Как выпускница воскресной школы скажу: уроки трудов взамен или за счёт сокращения уроков о Православии и азах веры  не нужны. Уроки труда есть в общеобразовательных школах и дома на кухне.
В воскресных школах нужны как и раньше уроки церковно-славянского языка, Священного Писания Нового и Ветхого Завета, Закона Божьего, церковного пения. Нам их преподавали интереснейшие учителя, семинаристы, которые подходили ко всему творчески и талантливо. Не было пустой парты, не было прогульщиков, некоторые ребята остались в Церкви навсегда. Нас водили в храм, нам объясняли как подходить к Таинствам. А труд был летом - на восстановительных работах в Авраамиево-Городецком монастыре под Чухломой. По желанию детей, разумеется, и по согласию родителей.

Предстоятель  РПЦ "уверен, что в результате дети будут меньше скучать, обучение будет интерактивным" - то есть, патриарх хочет реформировать образование в воскресных школах, чтобы оно было весёлым и интересным. Не по лютеранскому ли образцу?
Итак, летим в Данию, на лютеранский приход св.Анны в Копенгагене (больше я нигде заграницей не была, поэтому интересуюсь событиями в жизни этого прихода, официальный сайт - http://www.annakirke.dk/ ).

Там как раз пекут печенье и торты для праздников на базе прихода, а также в благотворительных целях. Что-то шьют и вяжут, но как я понимаю опять-таки не для себя, а для благотворительности.

В самом храме проходят театральные постановки:


В  силу того, что духовное образование подменяется  рисованием, лепкой, уроками труда и другими кружками по интересам, бесплотный ангел (в запрестольном образе) обретает конкретно женские формы...

...а служат в кирхе две женщины:


Не случайно святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:
"Ныне стоят лютеранские кирхи, оглашаемые лишь тощею проповедию холодного пастора. Он, говоря народу в проповеди своей одно поверхностное, ученое сведение об Искупителе и Его нравоучении, говорит каждый раз как бы надгробное слово над утраченною истинною живою верою и Церковию этими людьми и местами".

Образовательная концепция РПЦ (2016) - ещё один мыльный пузырь. Изложенные в ней пункты написаны оптимистично, при этом первым пунктом основных задач числится развитие богословского теологического образования - http://p2.patriarchia.ru/2016/03/11/1238700324/obr_konz.pdf


Можно смело сказать, что территория России практически готова к появлению чего-то нового, ведь "свято место пусто не бывает".
И новое приходит - всевозможные 3-х месячные катехизаторские курсы, теологические кафедры в светских вузах  - то есть, бессистемное, несерьёзное образование. Говорить о серьёзности этих нововведений нет смысла: нет в них ни традиции, ни опыта, ни мало-мальски подготовленного преподавательского состава, не говоря уж об устоявшейся профессуре. Теология - западный образец изучения богословия и церковной истории. Он чужд Православию ментально и исторически. Сегодня факультеты теологии поддерживаются государством, потому что взаимоотношения хорошие. Такое лицензированное образование, возможно, будет востребованным, будет котироваться, но зачем уничтожать собственную систему образования?


Государство выделяет бюджетные деньги на нужды РПЦ. Но руководство РПЦ не намерено тратить их на образование в "старом ключе". Каждый рубль государственной поддержки идёт на демонтаж старого, верного на новое, чуждое, западное. Говоря словами патриарха Кирилла, происходит "потеря духовной идентичности", ибо теология - это не вся полнота духовного образования, а только часть, да и то позаимствованная у западных протестантов.  В это время классическое семинарское образование оптимизируется.
Телогия не изучает литургику, церковное пение, студенты не проходят богослужебную практику  - т.е. кафедры не могут заменить семинарии и готовить будущих пастырей.
Таким образом, подрывается устоявшееся образование, основанное на православном мировоззрении.

Теология - это путь протестантов. Отзываясь о характере протестантизма, родившего множество профессоров-теологов, но не родившего ни одного святого, святитель Игнатий (Брянчанинов) давал следующую оценку: "Протестант холодно-умен", это "земной характер", не имеющий никакого отношения к Небу. Рационализм протестантизма, мелочно исследующего букву Писания и не замечающего его глубинную суть, всегда препятствовал серьезной духовной жизни.

Современное духовенство и далее будет воспитываться  не на Святых Отцах нашей Церкви.  Это и так многие знают - ведь курсы Патрологии (изучение трудов Святых Отцов) урезаны практически до нуля. Изучение исконно православной традиции и духовного опыта доводится до минимума. Не случайно и в проповедях патриарха Кирилла нет цитирования Святых Отцов, крайне редко используются жития святых (за исключением "модного" ныне князя Владимира).

Образование требует материальной поддержки, но никто не торопится её оказывать. О какой тогда "духовной идентичности" может идти речь, если классическое духовное образование умирает и заменяется на какой-то протестантский суррогат?


Будет и уже есть новое поколение толерантного духовенства, совершенно спокойно относящегося к содомским грехам (ибо таковы начальники), спокойно оправдывающего любые тревожные сигналы в церковной жизни. Беспринципность, толерантность, попустительство, космополитизм - вот такими качествами будут обладать новые пастыри. Всё это наслаивается на рабскую психологию духовенства, связанного "каноническими" прещениями, позволяющими любого священника без всякого суда лишить всего в 24 часа. Имею в виду: перевести, уволить, запретить в служении. Не удивительно, что такая "престижная профессия" привлекает всё меньше и меньше желающих её получить.

Для наглядного примера приведу беглого иерея Глеба Грозовского.  По слухам, беглец является крестником патриарха Кирилла. Итак посмотрим, что за человек  вырос, исходя из его дел и поступков, нашумевших на весь мир. Человек живёт в России, живёт за счёт россиян. Но как только его тронули, бежит в Израиль, готов сменить гражданство и отказаться от веры. Десятки священников из Петербурга и России "лайкают" записи, т.е. они согласны с таким поведением. Сотни-сотни простых верующих тоже оказывают поддержку "лайками", перепостами и т.д. Вот вам, пожалуйста, и воспитан новый тип верующих. Какой уж тут патриотизм! Нас только тронь, призови к ответу как гражданина - и мы в бега.

***********************************
Пока институт  РПЦ слабеет после публичных скандалов, а также в результате проводимых внутри реформ , укрепляются протестанствующие церкви и католики. Так церковь пятидесятников в Царицыно под руководством активных супругов-пасторов Сергия и Нины Ряховских увеличилась на 6 дочерних церквей в Москве, Егорьевске, Подольске, Чехове, Ноябрьске, Муравленко. Пастор Ряховский очень шустрый. Он и в Думе, и на 1 канале, и возле ОВЦС, и около иудеев. Такая прыть, что мама дорогая!

Кострома. В рейтинге школ первое место занимает протестантская гимназия "Свет миру". Православной школы нет.

Крепнут католики Сибири, судятся за храмовые помещения католики Москвы... На католиках немного остановлюсь. Число католиков за прошедший год увеличилось по разным данным на 1,5% - 2%. Общая численность по всему миру - 1 млрд. 250 миллионов человек - http://sib-catholic.ru/v-vatikane-ozvuchili-svezhuyu-statistiku-tserkvi-na-planete-rastet-chislo-katolikov/

Здесь надо особо отметить, что католики ведут учёт своих верующих. Русская Православная Церковь официально подобный учёт не ведёт. Тем не менее, для ВСЦ озвучивались такие фантастические цифры: на начало 2009 года численность православных верующих на территории бывшего СССР- 164, 1 млн. человек. Из них 113 млн.чел. - в России. Исходя из таких цифр выходит, что практически всё население России - верующие! :))))) Класс! Не правда ли?  (К сожалению, страница на сайте ВСЦ с этими несерьёзными цифрами сейчас удалена, но она была).
Тем не менее, каждый год приходы отчитываются в епархии, а те в свою очередь - в Патриархию. Среди финансовых отчётов есть отчёт о среднем количестве прихожан. То есть, число верующих наверху известно. Поэтому утверждение "РПЦ не ведёт учёта своих членов", приводимое как Википедией, так и другими источниками, является ложным.

Вернёмся к образованию.
РКЦ.
Посмотрим статистику по католическим семинариям.
2014 год. Семинаристов - 116.939 человек (на 2.000 больше сравнительно с 2005 годом).
"В Ватикане озвучили свежую статистику Церкви" - http://sib-catholic.ru/v-vatikane-ozvuchili-svezhuyu-statistiku-tserkvi-na-planete-rastet-chislo-katolikov/

РПЦ.
2014 год. Из духовных учебных заведений, непосредственно подведомственных патриарху, выпустилось 633 человека (цифра только по Москве).
"Предстоятель РПЦ огласил статистические данные о церковной жизни Москвы " -http://www.patriarchia.ru/db/text/3888298.html

Сведений и конкретных цифр по 53-м региональным семинариям и 36-и духовным училищам не найти. Многие семинарии не указывают количество поступивших семинаристов, некоторые указывают завышенное количество. Видать, дела совсем плохи.  Это неудивительно. Престиж священнической профессии на небывало низком уровне. Конечно, светские люди будут по-прежнему ворчать о "попах на мерседесах", но желающих стать таким разудалым молодцем-попом на  мерседесе - единицы.

Отсутствие кадровой политики так и продолжается. Свита из почти 400-сот епископов не в счёт. Если бы они были такими архипастырями как митр.Антоний Сурожский, который питался как Дюймовочка половинкой семечка, а вкалывал за десятерых, - то это одно. Но речь-то просто о менеджерах, взимающих поборы с приходов на свою безбедную жизнь, да на очередной Крузак. Верю, что не все 400 именно такие архипастыри. Верю и надеюсь.

**************
Цитирую Святейшего: "Никто не может пересмотреть выбора княза Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности".
Практика показывает обратное! Выбор князем Православия явно пересматривается. Но не современными "князьями", а самой церковной верхушкой.
Патриарх говорит: "Потеря духовной идентичности - это приговор любой стране".
Но духовная идентичность без влияния духовного образования невозможна! Если образование формируется по другим, западным образцам, то как раз и происходит потеря духовной идентичности. Разрушается самоидентичность Русской Церкви. Ну а там и до приговора всей стране недалеко.

Сейчас никто из нас не оценивает всего масштаба образовательных реформ и их последствий. Пройдёт 20, 30 лет. Не будет в живых патриарха, старых и пожилых экуменистов-модернистов. Но останутся те, кому сегодня 30, 40, 50.  Кто отмалчивался, понимая и предполагая из фактов и наблюдений, что происходит ни много ни мало  подрыв Православия (из них же первая есмь аз, потому что я медленно делаю выводы). Кто по меткому выражению Василия Аксёнова ушёл "во внутреннюю эмиграцию", благо к этому душевному состоянию верующим не привыкать. Со времён советского режима "внутренняя эмиграция" была  прибежищем немалого количества наших соотечественников. А сейчас в этом аполитичном и молчаливом состоянии нас, верующих,  хочет видеть высшее церковное начальство. Отсюда и призывы не ходить, не писать, не спорить, не говорить, не дышать. Просто "молитесь, поститесь  и слушайте радио Радонеж".
И лишь  спустя годы мы поймём, что потеряли, какие серьёзнейшие процессы были запущены при нашем молчаливом согласии и потакательстве.



********************
Как я понимаю, речи патриарха Кирилла про идентичность предназначены буквально для одного главного слушателя - В.В. Путина. Государству нужно Православие как одна из составляющих сегодняшней идеологии. Но государственные мужи люди светские, далекие от понимания полноты церковной системы. Внешних изменений ведь нет: лампадки горят, свечки коптят.  А проследить все тактические действия церковного руководства очень непросто в виду того, что нет никакой отчётности.Если она и есть, то насколько она правдива и соответствует действительности?

Таким образом, подвожу итог. От верующих  (возможно и от государства)  утаиваются конкретные данные о жизни РПЦ. Нет статистики о том сколько нас, верующих. Нет статистики кто мы по возрасту, образованию, полу. Нет статистики по количеству семинаристов, будущих пастырей. Поэтому возникает закономерный вопрос: каково истинное положение дел в Русской Православной Церкви?
Сколько нас? Кто мы???



Сейчас немало верующих считают патриарха Кирилла вредителем, предателем Православия. Особенно такие мнения усилились и обнаружились после Гаванской встречи патриарха Кирилла с Папой Франциском. Доказать предательство, не зная реального положения Русской Церкви,  невозможно. Но патриарх Кирилл как умный человек должен понимать, как выглядят плоды его деятельности со стороны.

Русская Православная Церковь может сама себя контролировать, "чистить" свои ряды, заниматься образованием детей, молодёжи и духовенства. Патриарх Кирилл в руках имеет некий "чемоданчик с кнопками". Он может нажать на кнопку "Возрождение", но пока что нажимает на кнопку "Саморазрушение".

***************
Исходя из общей "картины" состояния Православия на сегодняшний день, напрашивается неутешительный вывод: либо институт Церкви подрывается изнутри злонамеренно, либо в результате неэффективного менеджмента, либо вследствие этих двух причин вместе взятых.
Конечно, консервативно настроенные ортодоксы-блогеры скажут: " Мать, патриарх же экуменист! Чего ты хочешь?"
Но, братья и сестры, я  скажу вам по секрету: если патриарх и ведёт экуменическую линию, то ведёт он её так, что полностью проваливает всю идею на корню. Вместо спокойного ("низового") диалога с иноверцами он чётко вырабатывает у нас полное неприятие католиков, делая нас по сути антикатоликами.
Знаете кто не провалил урок по экуменизму? Митрополит Антоний Сурожский. Владыка жил в стране далёкой от Православия, не русскоязычной, но смог создать и собрать большую православную общину. И местная государственная церковь - Англиканская- не посчитала его деятельность прозелитизмом. На своей канонической территории англикане дали возможность проповедовать человеку ярчайшему, харизматичному, талантливому. Владыку митрополита высоко ценили за христианизацию населения.  И труды его в 1975 году были оценены высшей наградой Англиканской церкви - Ламбетским крестом.  Не будем забывать, что глава англикан - королева Елизавета II. Ну та старенькая леди, которая с патриархом Кириллом даже встречаться не захотела.

Экуменизм владыки Антония не был предательством Православия, предательством догматического ядра Православия. По сути экуменизм являлся простым общением с христианами Европы, т.е. это допустимый и нормальный контакт и диалог на уровне "низов". Да, были поначалу попытки наладить общение и с "верхушкой" Католической Церкви на различных съездах и собраниях, но позже владыка Антоний напишет вывод, что общение с рядовыми католиками возможно, с церковной "верхушкой" - нет. Он считал, что Ватикан желает только одного - поглотить Православие.
"Одно время католики устраивали экуменические собрания, но я сказал, что не буду к ним ходить, покуда они не прекратят своей подрывной деятельности в России" - цитирую интервью к 89-летию митр. Антония Сурожского --http://baku.eparhia.ru/christian/surogskii/interview/

Высшая награда Англиканской церкви- Ламбетский крест.
The Lambeth Cross for Ecumenism


Tags: Англия, Митр. Антоний Сурожский, Патриарх Кирилл, Православие, католичество, лютеранство, мнение, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments