deltaplann (deltaplann) wrote,
deltaplann
deltaplann

Categories:

Практические вопросы касательно дальнейшей судьбы Исаакиевского собора.

                             

В Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная передаче Исаакиевского собора в пользование Церкви -


Цитирую В.Легойду:
"Деятельность музея будет продолжаться, и Церковь в этом заинтересована. Входная плата будет отменена, и в храм смогут свободно заходить люди любых вероисповеданий и убеждений. Экскурсионное обслуживание сохранится и останется платным. Отвечая на опасения, «справится ли Церковь» с заботой о соборе, В.Р. Легойда посоветовал выйти из «гипотетического поля» и обратиться к опыту совместной церковно-музейной деятельности: «Функционирование музеев Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря в Москве говорят о том, что мы справляемся. Это не значит, что сложностей не бывает, но все проблемы относятся к категории решаемых».


______________________
Человек я простой, практический, поэтому буду рассуждать как практик. Приземлённо и прямо.
В Новодевичьем монастыре никогда не была, а вот в Лавре была неоднократно. Лавра и Исаакий - это небо  и земля. В Лавре целый комплекс храмов и зданий, поэтому проблем с организацией экскурсий и нет. Часть экскурсии экскурсовод проводит на улице, потом заводит туристов внутрь храма. Если идёт служба, то экскурсовод молча проводит туристов по храму. Выйдя на улицу, завершает экскурсию. Сравнивать прихрамовые территории тоже невозможно. На территории Лавры - тишина, поэтому каждое слово экскурсовода слышно и уличная экскурсия возможна. Около Исаакия городской шум, грохот большого города, а на ступенях и около -  гвалт туристов. Ещё и ветер. Так что, экскурсия на улице там практически невозможна.

Разбираем пресс-конференцию далее.
Председатель Патриаршего совета по культуре, руководитель Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом епископ Егорьевский Тихон напомнил, что первый храм преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге был заложен еще императором Петром I, все последующие русские цари принимали участие в строительстве собора, его строили тысячи людей. «Все они хотели, чтобы здесь был храм, — отметил владыка. — Есть такое положение в римском праве — воля завещателя должна уважаться. Для нас храм — это храм. На одном из его фасадов написано "Дом Мой домом молитвы наречется" (Ис. 56:7), это наше кредо, то, от чего мы не можем отказаться. При этом мы не отказываемся и от музея: в музее Троице-Сергиевой лавры немало сотрудников, которые трудились там до возрождения монастырской жизни. Такая же ситуация в Ипатьевском монастыре Костромы. С удивлением приходится читать, что люди опасаются прекращения культурно-просветительской деятельности в соборе: разумеется, в нем будут и экскурсии, и выставки, и иная просветительская деятельность».



________________________
Конечно, храм должен быть храмом. Но нужно понимать, что совмещение  храма с музеем крайне затруднительно. Сравнение с Лаврой и нашим костромским Ипатьевским монастырём  опять-таки некорректно.  И в Лавре, и в нашем Ипатии не одно здание, а комплекс зданий. Это существенная разница, господа! В нашем Ипатии Троицкий собор туристы обходят достаточно быстро. Основные экскурсии приходятся на Романовские палаты и Музей деревянного зодчества.  И снова замечу, что территория большая и тихая, что располагает к проведению экускурсий на улице, особенно в летнее время, в которое и наблюдается пик туризма. (Моя мама была экскурсоводом 13 лет, по Ипатию в том числе, так что...)
Не надо сравнивать храмовые комплексы с единичным храмовым зданием. Это некорректно.




Из материалов по пресс-конференции:
"Епископ Тихон также затронул вопрос содержания храма, упомянув, что главный храм Сретенского ставропигиального мужского монастыря, объект культурного наследия, обитель содержит за свой счет, и только один раз государство оказало помощь монастырю в реставрации."



______________________
Сретенский монастырь не ровня Исаакиевскому собору. Последний потребует регулярных финансовых вливаний. И он вообще другой объект. Сретенский монастырь стал приходским храмом со своей приходской жизнью. И со своей территорией. Монастырь трудами владыки Тихона финансово независим. И он более камерный, а не туристический. Разве его атакуют десятки автобусов в день? А Исаакий атакуют.
Исаакиевский собор занимает третье место в России по посещаемости среди музеев.
Картинки по запросу исаакий колоннада фото

В связи с опасениями, что вход в собор для неправославных будет закрыт, владыка Тихон продолжил приведенную выше цитату: «Дом Мой дом молитвы наречется для всех народов». Он подчеркнул, что в православные храмы всех пускают свободно и бесплатно. Могут быть ограничения в передвижении во время богослужений — например, отгороженное пространство для молящихся или просьба не подходить к алтарю, но подобные требования есть во многих храмах, и не только православных.



____________________________
Хорошо. Допустим, на время совершения богослужения экскурсии запретят. Ведь не будет же идти Литургия и Причастие под галдёж иностранцев-туристов?
Скоро Великий Пост. Утренние службы будут идти более 4-х часов (плюс великопостные панихиды, плюс требы). Понятно, что служба и экскурсия плохо совместимы.
Далее ещё интересней. После Литургии в храмах идут требы: крещения, отпевания, венчания. Полагаю, что немалое количество петербуржцев (и не только петербуржцев)  захочет креститься-венчаться именно во вновь открытом, великолепном храме. Вряд ли крещаемые или венчающиеся захотят креститься-венчаться под пристальными взглядами туристов, под щёлканье фотоаппаратов. Стать "героем" Ютюба не каждому охота...
Скорее всего, эти требы будут проходить без присутствия туристов. Этого будут просить и жертвователи (крещаемые, венчающиеся и т.д.), т.к. они оплачивают данные требы.


На вопрос, почему потребовалась передача храма епархии, не лучше ли было просто урегулировать договор о совместном использовании собора Церковью и музеем, В.Р. Легойда ответил, что данный договор определял режим совершения богослужений в соборе, что само по себе ненормально: «Раньше были богослужения при музее, а теперь будет музейная деятельность при храме». Владыка Тихон добавил, что после передачи в соборе возможна полноценная приходская жизнь: организация воскресной школы, катехизаторских курсов. На вопрос, изменится ли содержание экскурсий, владыка ответил, что сохранятся экскурсии искусствоведческие и исторические, а к ним прибавятся катехизаторские и миссионерские.


____________________________
"Богу Богови, а экскурсии - музею".
Да не получится совместить несовместимое в данном конкретном случае. Надо выбирать: храм или музей? Приходская полновесная жизнь или экускурсии и туристы?
Положим, что Исаакий становится приходским храмом. Количество экскурсий падает.  А они платные, приносят доход.
Падает количество туристов - падает уровень доходов от торговли дорогими сувенирами.
Конечно, из-за совершения треб в храме кардинально поменяется время экскурсий. Требы в соборах обычно идут до 12-13 часов. Так что, реально  двери для туристов будут открыты примерно с 14 - до 17 часов ( до вечерней службы ).  И вот тут опять проблема. Все турфирмы отводят для таких больших экскурсий утреннее время с 10 - 14 часов. Далее гостей города везут на обед (он обычно в 14- 14.30, а заказывается заранее), после обеда всегда планируют что-то менее грандиозное и масштабное, что-то  типа посещения Музея кукол, катания по каналам, похода за сувенирами, свободное время и т.д.  После небольшой прогулки везут на ужин, да в гостиницу.
Вот этот привычный  и сложившийся туристический режим придётся менять и ломать. Или изначально не включать Исаакиевский собор в программу.
Или пускать ограниченное количество интуристов, потому что они больше россиян оставляют денег в сувенирных киосках?..

Экскурсии и туристы приносят большую прибыль городу. Одних только налоговых перечислений в бюджет города поступает что-то около 100 млн.р. в год.
Готов ли городской бюджет отказатся от этих денег и взять на баланс Исаакий? Игуменья Ксения (Чернега) прямым текстом сказала, что на содержание храма в должном состоянии потребуются субсидии от города.

Из чего складывается высокий доход музея?
Это:
1) Билеты за вход в храм-музей
2) Плата за экскурсии
3) Доход от торговли сувенирами
4) Плата за вход на колоннаду.

Если в соборе закипит приходская жизнь, доход будет иной.
1) Билетов не будет, вход бесплатный
2) Плата за экскурсии уменьшиться вдвое, т.е. пропорционально уменьшению количества экскурсий
3) Доход от продажи сувениров упадёт также вдвое.
4) Плата за вход на колоннаду - ??? Об этом я напишу чуть ниже.

Конечно, прибавится доход Исаакия как действующего храма. Повторюсь, что доходов от служб на содержание такой махины точно не хватит, о чём сразу сказала игуменья Ксения (Чернега).
Сейчас храм-музей стараниями директора Н.В. Бурова самодостаточен, высокодоходен. Директора можно смело назвать эффективным менеджером. Русская Церковь по ряду вышеперечисленных причин потерпит экономическое фиаско. И только в случае 100% помощи государства возможен этот проект. Надо осозновать, что  этот архитектурный объект, действующий как храм - это одно, действующий как музей - это другое.
Население города, испытывающего  множество проблем, уже сейчас кипит из-за того, что средства бюджета будут выделяться на РПЦ, а не на больницы, школы, детсады и иной социально-бюджетный сектор.
К тому же, повторюсь, доходная часть бюджета недополучит финансы от музея. Сейчас музей является донором городского бюджета, помогая тем самым всем петербуржцам. На этом Патриарх мог сделать отличное кредо на будущее. Он мог отказаться от храма, чтобы в кризисное время город и его жители не лишились денег. Это был бы прекрасный пиар. Грамотный, реальный, дальновидный ход, не имеющий недостатков. Папа Борджия сделал бы так и не ошибся.

Увы, но мы, церковники, имеем то, что заслужили, -  т.е. очередные  репутационные потери :

Фото из твиттера журналиста радиостанции «Эхо Москвы» Арсения Веснина.
На данный день день музей - туристическая "мекка".  Приходская жизнь и турбизнес именно в Исаакиевском соборе не увязываются и не увяжутся никогда. В любом случае, придётся чем-то жертвовать. Что-то ставить во главу угла, а что-то урезать.

Вчера мне на глаза попалось чьё-то высказывание, что вон, мол, в соборе Парижской Богоматери и экскурсии и службы друг другу не мешают. Хочется сказать: да что же вы всё нас с католиками сравниваете? Их месса 50-60 минут и всё. Наши службы многочасовые. Крещения  там, насколько я знаю, проходят не в самом храме, а в баптистерии. Там же не один собор, а  целый комплекс зданий.
Не надо об этом забывать и сравнивать несравнимое: храм-одиночку и комплекс зданий.


Ещё один момент. Сейчас в подвалах Исаакия располагается богатейшая "блокадная" экспозиция. А после передачи, наверное, будут химчистки, туалеты и т.д. как в ХХС? Деньги ведь не пахнут...

В заключение перейду к самому интересному пункту о доходах - пункту № 5. Входная плата за вход на колоннаду. Сейчас церковные спикеры говорят, что плата за вход в храм отменится, а на колоннаду сохранится.
Вопрос знатокам: по канонам Церкви возможно ли то, что в храме будет идти Божественная Литургия, а над храмом, точнее на его крыше,  в это время будут ходить люди? Разве это не кощунство: внизу служится Евхаристия, а над молящимися и сакральным храмовым пространством снуют люди?
Ответ очевиден. На мой взгляд, по-хорошему, по-православному  вход на колоннаду должен быть закрыт. Никаких билетов. Никаких денег и точка. Всё. Это теперь действующий храм, а не музей. Нечего здесь шастать! :-)
То есть, эта статья доходов от продажи билетов на колоннаду тоже отпадёт.


Похожее изображение

Подытожу свой пост.  Так сложилось, что за советский период Исаакиевский собор приобрёл глобальное, уникальное туристическое значение для Санкт-Петербурга и всей России в целом. В отличие от многих храмов он не был разрушен, взорван, а трудами и заботой людей сохранился в отличном состоянии. Храм стал объектом туризма и сейчас помогает городу пополнять бюджет.
Да, хочется чтобы в храме был храм, шла молитва. Храм ведь не просто здание, а Дом молитвы...В то же время, это здание из камня и мрамора, а оно требует ухода, вложений, ремонта, работы реставраторов. Данные заботы о храме дорогостоящие, а у Русской Церкви таких денег нет.

Цитирую вице-губернатора Петербурга М.П. Мокрецова:
"Собственник, то есть город, обязан содержать объект в надлежащем состоянии, нести все расходы, связанные с реставрацией. Вице-губернатор подчеркнул, что такая ответственность есть у города и по другим объектам. В качестве примера он привел завершающуюся реставрацию Свято-Троицкого Измайловского собора. Это касается не только православных храмов: город занимается реставрацией мечети и дацана. «Поэтому опасения, что Исаакиевский собор после передачи Церкви перестанут поддерживать в надлежащем состоянии, мы отбросим», — сказал М.П. Мокрецов.

Петербургский бюджет не испытывает дефицита, и в кризисное время настолько в порядке, что может регулярно выделять миллионы на один только храм?..Просто осенью 2015 года власти Петербурга отказали в передаче Исаакиевского собора РПЦ и мотивировали своё решение тем, что средств на содержание храма в казне нет. Получается что по прошествии года, несмотря на финансовый кризис, что-то изменилось? Петербург за год научился зарабатывать на миллиард ( с лишним ) больше, и хочет направить эти деньги из казны именно на Исаакиевский собор? Бюджетные деньги хотят направить не на социалку, не на развитие города, его коммунальные и транспортные нужды, а только на один храм???

Похожее изображение
Tags: Исаакиевский собор, Петербург, Православие, мнение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments