deltaplann (deltaplann) wrote,
deltaplann
deltaplann

Categories:

Практические вопросы касательно дальнейшей судьбы Исаакиевского собора - 2.

Очень прискорбно видеть, что вопрос об Исаакиевском соборе так разбередил общество. Не только светское, но и церковное. Казалось бы, Православие, вера и храмы должны объединять людей, примирять, а на практике наблюдается раскол, споры, дрязги, склоки и волнения.
Расстроил и уважаемый отец Дмитрий Смирнов, грозящийся вывести миллион человек в поддержку передачи Исаакия    -
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=66045
Что за странное желание православного человека, пастыря, устраивать митинги и протесты? Откуда это желание "поиграть бицепсами" и молодецкая удаль? Ведь однажды отец Дмитрий уже спотыкался (в прямом смысле этого слова), начав "военные" действия, больше смахивающие на провокацию (замечу, провокацию со стороны православных) :





Батюшка столько лет духовно окормлялся у старца архимандрита Павла (Груздева), который и в тюрьмах то сидел, и столько ссылок прошёл, и бит был беспощадно до полной потери зубов, но оставался полным любви и христианской доброты. Неужели всё так быстро позабыто...Или это работа в патриархийных отделах так  кардинально меняет душу человека?..
А ещё недавно отец Дмитрий вспоминал наказ отца Павла: "мясо ешь, а людей не ешь". Но, видимо, за храм можно и съесть.

                Картинки по запросу павел груздев
В центре верхнего ряда архимандрит Павел (Груздев), правее вверху в светлой рясе отец Дмитрий Смирнов.

Картинки по запросу павел груздев Похожее изображение
Архимандрит Павел (Груздев).


Ладно. Перейду  к вопросам по Исаакиевскому собору.
Безусловно, линию и стратегию патриарха Кирилла я очень даже понимаю. Желание "въехать в город на белом коне" вполне закономерно. Только город  и жители совершенно не так просты,  и патриарху ли об этом не знать. Он, коренной петербуржец, прекрасно знает ментальность  и боевой настрой петербуржцев, которые могут оказать сопротивление, и сделать это весьма активно.


Желание отвоевать главный храм бывшей Российской Империи с одной стороны трудно осудить. Сейчас храм является музеем, в каком-то роде он сейчас словно мёртвый в духовном плане. Но не лучше ли было сначала кинуть "пробный камешек" и посмотреть на реакцию общества,на его готовность к подобным изменениям? Если начинается бурление, брожение, негодование больших масс населения, то к чему устраивать такую бурю? Ещё недавно можно было сказать: "Хорошо. Мы попросили о передаче храма, но нам не пошли навстречу. Значит, общество не готово. Значит, мы ещё не заслужили дОлжного внимания и уважения у своего народа." Всё. Попытка бы провалилась, но вовремя закрытый вопрос не стал бы поражением. Скорее наоборот, прибавил бы уважения и авторитет патриарху Кириллу и всей Русской Церкви. Может я  ошибаюсь, но кто-то из окружения настраивает патриарха  в оптимистичном ключе, кто-то  "загребает жар" руками патриарха, выставляя его в очередной раз скандалистом.

Обратимся к тексту Писания и почитаем 14- ю главу Евангелия от Луки.

С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

В Евангелии Спаситель призывает к разумному подходу что в строительстве дома, что в военных действиях. В случае с Исаакиевским собором вышло так, что Русская Церковь хочет вернуть храм, но содержать и реставрировать его не в её силах. Матушка игуменья Ксения (Чернега) обмолвилась о городских субсидиях. Но надо понимать, что эта обмолвка послужила "красной тряпкой" для светских людей. Петербуржцы возмущены, что деньги из бюджета будут направлены на церковь, а не на инвалидов, ветеранов, детей, благоустройство города и прочие социальные цели.

Вопрос об Исаакиевском соборе взорвал и многие социальные сети. На сайте "Фонтанки" тысячи комментариев, а на LIFE 78 столкнулись лбами православные и атеисты. В выражении своих эмоций люди не стесняются. Русскую Церковь называют и рейдерской ОПГ, и шайкой, и воровской сектой и т.д. Достаётся "на орехи" и губернатору Г.С. Полтавченко, который уже пострадал от событий вокруг храма (я имею в виду петицию об отставке губернатора). Привожу лишь несколько комментариев из сотен :


РПЦ гребет под себя уже готовое, она не реставрирует старые и не восстанавливает полуразрушенные церкви, храмы, не строит новые на свои средств, а ждет , когда это сделает за них государство. А сколько по России храмов разрушенных......
Мне нравится5Показать список оценивших
Юрий, да Бог с ним, с митингом. Дело в том, что никто не знает, какое еще глупое решение преподнесет нам губернатор. И какие распри предстоят в результате его решений.
Мне нравитсяПоказать список оценивших
Василий, он в принципе мужчина безобидный . Случайно прокололся с Храмом , но это от избытка веры и с похмелья.
Konstantin, да даже если б Алла Пугачева митинг возглавила - мне все равно, кто, лишь бы отстоять Исаакий от захвата воровской сектой.
Мне нравится2Показать список оценивших
Константин Тетерятников
Мария, А ОПГ Бурова - это что, не воровская секта? Ты бы лучше котлеты жарила и за детьми ухаживала, и не лезла в то, в чем не разбираешься.((


Что можно сказать о сложившейся ситуации...Она уже некрасива, но может стать и уродливой. Противники передачи вышли на Марсово поле в количестве более 2.000 человек. Теперь если православные выйдут на крестный ход Милонова в мизерном количестве - это будет ужасное зрелище и поражение. Но ведь противники передачи в любом случае выйдут снова. И не факт, что не в бОльшем количестве. Получится, что аналогов такому противостоянию в мире просто нет.  Атеисты против православных, а православные против всех??? Да такого со времён революции не было. Петербург не Тула, так просто не заткнёшь.

И самое печальное и дикое то, что церковное начальство борется со своей потенциальной паствой, тем самым  теряя её. Желание обладать зданием храма уже привело к борьбе - страстной борьбе за камни и гранит вместо просвещения и христианизации населения.
Мы вроде бы православные христиане, а не иудеи и мусульмане, враждующие из-за места под мечетью Омара.
Я не представляю ни Спасителя, ни святых апостолов, ни  святых угодников, которые такими методами добивались бы своих целей.


Закон о реституции принят давно, в 2010-м году. Странно выглядит тот факт, что передача уникальных храмов-музеев федерального значения никак не оговорена, не прописана, не продумана. Государство в этом вопросе выглядит как-то слабо. Власти Петербурга с противоречащими друг другу заявлениями - и того хуже.

И ещё очень важный момент. Реституция предполагает возвращение храмов из рук государства в руки их дореволюционного владельца. И здесь возникает очень сложный момент именно в отношении Петербурга, где изначально сосуществовали различные христианские конфессии. Возьмём, к примеру, церковь Живоначальной Троицы в Озерках.

Троицкая церковь на открытке 1914 года
Троицкая церковь на открытке 1914 года.

Храм до революции принадлежал Русской Православной Церкви. В освящении храма участвовал св.прав. Иоанн Кронштадский.
В советское время в храме был склад.
13 октября 1961 года решением исполкома Ленгорсовета здание церкви было передано общине ЕХБ (евангельских христиан-баптистов), после чего история церкви Троицы Живоначальной как православного храма закончилась.
В связи со значительным ростом численности общины в 1970-х годах её руководство добилось разширения на реконструкцию здания. В 1980-82 гг. на месте разобранной апсиды был пристроен обширный зал для собраний молитвенного дома баптистов.
Сейчас это центральный храм баптистов Петербурга.
Сайт баптистов Петербурга - http://baptist.spb.ru/?contacts/spbchurch
Количество христиан -баптистов в Петербурге - 150.000 человек (это население половины Костромы!!!)

   

У меня вопрос к Патриархии: храмы, подобные Троицкому в Озерках, тоже нуждаются в передаче? Или мир с другими христианами важнее имущественных вопросов?
Вот сейчас эти тысячи баптистов, среди которых преимущественно молодые люди и семьи, собираются для молитвы и общения. У них  регулярно проходят музыкальные фестивали, занятия по изучению Евангелия, трапезы и прочие интересные мероприятия. Отнять храм - и эти люди окажутся на улице, молодёжь в подворотнях, ничего хорошего не будет. На мой взгляд, мир среди христиан и вообще людей важнее, пусть всё остаётся как есть. Иначе встанет вопрос и с другими подобными храмами. Петербург я знаю весьма плоховато (мягко говоря), но помню, что есть ряд храмов, построенных старообрядцами, но переданных в 90-е годы РПЦ. Следовательно и старообрядцы могут заявить свои законные права, что будет справедливо. Католики могут попросить участки земли, на которых стояли снесённые костёлы. За ними подключатся православные и лютеране. Ух какая "священная война" за участки может развернуться, не правда ли?..

Сдаётся мне, что другие христианские конфессии в отличии от Православной Церкви всё же далеки от таких "дележей" имущества. В начале 90-х г. общины других конфессий обращались с просьбами вернуть храмовые здания, но все возвращения и невозвращения проходили тихо, без позорных скандалов. Как-то получалось решать такие сложные вопросы тихо, кулуарно.
И на данный момент скажу, что не представляю  лютеран Петербурга, которые начнут делить Анненкирхе с лютеранами Ингрии. Или лютеран, сражающихся за храм св. Архангела Михаила на Васильевском острове, переданном властями баптистам. Не представляю также лютеран, которые могут заявить права на орган "Валькер", который сейчас используется католиками прихода Лурдской Богоматери в Ковенском переулке. Все христианские конфессии пострадали и от революции и от бомбёжек во время  Великой Отечественной Войны, тоже лишились имущества, но это же не повод для судебных разбирательств и взаимных претензий. Ведь если начать такие процессы, то конца и края им не будет. А если перенестить в плоскость личной и частной собственности, которая сейчас выведена из законного поля реституции, то это обернётся второй гражданской войной, никак не меньше. Практически у многих объектов частной собственности есть законные владельцы той или иной степени родства. Весь этот возможный хаос накануне выборов выглядит чистейшей провокацией. Ну не время, братья и сестры, ну совсем не время!

Реституция вообще  вещь обоюдоострая. По сути эта та же революционная смена собственников, только наоборот. Всегда будут недовольные и обиженные люди. Они будут писать петиции, митинговать, будоражить город и устраивать потасовки.


P.S.Как я понимаю, из опасений того, что народ будет проявлять недовольство, власти не трогают "мощи" Ленина и Мавзолей. Периодами пробный "камешек" - вопрос о захоронении вождя-  кидается, тем самым выявляя общественное мнение. И всегда вопрос быстренько заминается, делу конец.

P.P.S. Мой супруг из рода богатых вичугских купцов Миндовских. У семейства были дома в Вичуге и 6 домов в Москве.  Сейчас живы многие родственники, которые может  были бы рады реституции частной собственности. А мы - нет. Так как непременно пострадают люди. Так как только начни и не остановишь...все передерёмся :)))

Дом Миндовского на Поварской,44 (сейчас посольство Новой Зеландии):



Дом на Большой Ордынке, 43:


Вспольный переулок, 1 (иногда упоминается как дом Берии):

Пречистенский переулок, 6 (посольство Австрии) :


Леонтьевский переулок, 9  (бывшее посольство Кубы, сейчас представительство ООН):
Картинки по запросу москва леонтьевский переулок 9 фото

Вспольный переулок, 9 (Тунисское посольство):

Tags: Исаакиевский собор, Петербург, Православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments